Воспитать

Взрослеем вместе

Шёл третий день нашего северного путешествия.

Вчера вечером, после двух дней в дороге и ночевки в Великом Новгороде, мы прибыли в пункт назначения — Петрозаводск. Утром мы отправились на поиски дворца бракосочетания: брату пришла идея зарегистрировать брак именно в этом городе, именно сегодня, в день забега.

Оказавшись совсем рядом с набережной Онежского озера, я не удержалась от желания прогуляться по ней. Несмотря на то, что светило солнце, воздух был прохладным и бодрящим: весна в этих краях приходит чуть позже, чем у меня на родине. И всё же меня стремительно тянуло вперед — не терпелось обойти всю набережную. Но тут на вайбер пришло сообщение от брата. Им с Машей нужно было отъехать в магазин. Я почувствовала, что теряю контроль над ситуацией и повернула обратно — ожидать возвращения своих спутников. Стоя в тени деревьев, обдуваемая прохладным карельским ветерком, я начала испытывать легкое раздражение. В этот момент внимание привлек Паша — мой сын.

— Мамочка, я нашел клад!

Я опустила взгляд вниз и увидела, как он держит в руках ржавую десятикопеечную монету.

«Боже, да он счастлив», — пронеслась мысль у меня в голове. Оказавшись здесь, в 1200 километрах от родного дома, мой пятилетний сын копает палочкой землю, и его совершенно не беспокоит, что на улице прохладно, успеем ли мы на забег, где найти еды, хватит ли у нас денег на всё время путешествия… Он спокоен, потому что у него есть я. Он доверяет мне. На меня снизошла какая-то божественная благодать, на лице проступила улыбка.

Тогда я впервые почувствовала себя взрослой.

С тех пор, как я узнала о нарциссизме и осознала присутствие его своей жизни и вообще в целом в жизни, меня беспокоило, как не вырастить сына таким же бесчувственным пофигистом. Нет, я и раньше переживала о его психологическом здоровье. Хотела быть для него идеальной мамой и старалась не повторять ошибок своих родителей. Но многое спускала ему с рук — я просто не знала, как правильно воспитывать ребенка, когда ты сама еще ребенок, как ни крути. Получается, что я для сына являюсь старшей сестричкой, но никак не мамой. Без авторитета и из которой можно вить веревки, капризничать и требовать. Сложно бывает терпеть его капризы и стоять на своем, спокойно, выдержанно, по-взрослому: я чувствую, что теряю контроль и рушатся мои, и так хрупкие, границы. «Он хочет меня использовать. Я не знаю, что мне делать, когда он проявляет характер».

Когда я ждала появления сына на свет, я представляла, как мы с ним будем путешествовать, как мы обязательно поедем с ним на море. Но, столкнувшись с реальностью, я начала избегать совместных с ним поездок. Я боялась, что он сожрет мое личное пространство. «Никакого отдыха не выйдет. Я не смогу посмотреть все достопримечательности, потому что мне придется подчиняться ему и его капризам».

Я думала о себе, в первую очередь.

Но в глубине души понимала, что это неправильный подход. Что пора наступить на горло собственной песне и показать сыну настоящую жизнь. Настоящую себя.

Признаюсь, я не очень ждала эту поездку. Скептицизм присутствовал в ожидании: я буду лишь приложением к этому маленькому человеку и его потребностям — сомнительное удовольствие, что уж душой кривить.

За несколько дней до поездки ребенок был поставлен перед фактом — мы едем и это не оговаривается. Я решаю. Я здесь главная. И ты будешь слушать меня. Вот с таким настроем я выезжала в этот длительный и, оказавшийся таким легким, путь.

Я и не знала, что он принесет столько положительных эмоций и теплых воспоминаний мне. И сыну, кстати, тоже.

Мой, некогда капризный и взбалмошный, Паша вел себя как настоящий взрослый всё время, пока мы колесили по европейскому северу России. Он, так же как и я, наслаждался каждым моментом, проведенным в путешествии. И это не требовало от меня особых усилий! Я ничего не делала — не воспитывала его, не читала ему лекций о правильном поведении. Я просто жила, а он жил рядом со мной. Наверное, он чувствовал, что находится сейчас в слегка экстремальных условиях и полагался на опыт старших. Его капризы здесь точно ничего не решат.

Нам нужно выжить. Найти еду, ночлег. Я иду вперед, а ты идешь со мной и делаешь, как я тебе говорю. Потому что я знаю больше, чем ты. Ты учишься у меня. Потому что я взрослая.

Как приятно это осознавать.

Как приятно быть взрослой.

Испокон веков человеческие племена жили так. Животные живут так. Учат своих детенышей, как выживать. Показывают своим примером. Они не придумывают для них каких-то специальных развлечений. Если потребности в питании, любви и безопасности ребенка удовлетворены, он сам придумает себе развлечение.

А еще я решила, что с этой поездки начну приучать сына чистить зубы перед сном. Я хочу, чтоб он стал более самостоятельным. Хотя он всё еще не всегда слушает меня. Наверное, потому что я еще не всегда тверда в своих намерениях. Мне хочется иногда пофилонить и пустить все на самотек. Но я работаю над этим.

И когда я приезжаю домой после работы поздно, когда он уже спит, и вижу на полке в ванной мокрую зубную щеточку, понимаю, что всё делаю правильно.

В наших руках — вырастить здоровое и счастливое поколение.

В наших руках — создать мир таким, каким мы хотим его видеть.

Взрослеем вместе: 4 комментария

1. Этот процесс взросления обязательно обоюдный. Ваш сыночек учится, глядя на вас, а вас он ставит в ситуации, неудобные ситуации, которые пройдя вы тоже взрослеете. Иначе не получается. Особенно с первыми детьми.
        Но невозможно научиться с ними всему. И если будут еще дети, они опять воспитывают своих родителей. Потому что каждый человек уникален, и он несет в мир свое знание.
        Здорово, что у вас накопилось в какой то момент достаточно разрешённых ситуаций с сыном и вы почувствовали себя старше него. И это сопровождалось всего навсего теми ощущениями, которые вы описываете. У меня это в 3 недели сына привело к серьезной операции по поводу непроходимости кишечника с перитонитом. Так я не готова была принять все это — ответственность за другого человека.